Форум » Татар телен укыту мәсьәләләре » Актуаль тема » Ответить

Актуаль тема

Admin: "Азатлык" радиосы журналистлары тарафыннан оештырылган, татар телен укыту һәм өйрәтү мәсьәләләренә багышланган түгәрәк өстәл : http://www.azatliq.org/audio/article/158411.html . Галимнәребез белән булган кызыклы әңгәмәне тыңларга сезгә дә тәкъдим итәм.

Ответов - 7

Admin: На уроке татарского языка Не могу сказать, что благодаря школьным урокам татарского языка я научилась свободно говорить и писать на родном языке. Конечно же, в память врезались основные слова и понятия, но освоить литературный татарский язык, чтобы научиться понимать песни и стихи татарских поэтов, я так и не смогла. А ведь мои родители, бабушки и дедушки были настоящими татарами, которые знали и разговаривали дома на татарском языке. Хотя по-татарски разговаривали в основном бабушки и дедушки, а мама и папа между собой говорили на русском. Я, когда была с родителями, говорила с ними только на русском, а когда оставалась с бабушками, то и понимала, и отвечала им на татарском. В глубине души я, конечно же, считаю себя татаркой, горжусь тем, что живу среди татар, уважаю обычаи и национальные традиции нашего народа. Но, к огромному моему сожалению, свободно разговаривать по-татарски, как дикторы телевидения или артисты в театре не умею. По моему мнению, для человека знание языка так же важно, как и знание основ математики или физики. Это те знания, которые не просто могут пригодиться в будущем, а еще и греют душу. Ведь татарский язык настолько богат и в нем столько различных переливов. И это можно понять только слушая татарские песни. Даже мелодия несет такой огромный национальный колорит, напор и страсть, что трудно не почувствовать, что эта песня прекрасна, даже если иногда и не совсем понимаешь все слова. Давно в Татарстане стали уделять должное внимание преподаванию и освоению татарского языка в школах. Сегодня количество часов преподавания татарского и русского языков практически одинаково. Дети учатся и осваивают татарский язык по полной программе. Но ситуации, когда мои подружки, у которых дети учатся в пятом классе, звонят мне и просят помочь сделать домашнее задание по татарскому языку, меня поражает. Получается, что дети не могут выполнить совсем элементарных заданий, составить простейшие предложения. Конечно, я всегда стараюсь чем могу помочь своим знакомым, которые обращаются ко мне с просьбой помочь сделать уроки татарского языка в школе. Но то, что некоторые дети, несмотря на то, что татарский язык является таким же важным предметом в школе, как и все остальные, не знают его и не могут на нем разговаривать, меня очень волнует. В связи с этим я решила задать вопросы о том, как сегодня обстоят дела с изучением татарского языка в школе, преподавателю татарского языка в средней татарско-русской общеобразовательной школе №66 ГАЗИЗОВОЙ Диляре Фидаэловне. – Диляра Фидаэловна, Ваше мнение специалиста: сложен ли татарский язык как таковой для изучения? Известно, например, что русский язык иностранцам дается очень трудно. – Я, конечно же, согласна с этим мнением. Действительно, для русских детей татарский язык является иностранным. Преподавание начинается с первого класса и в неделю у детей по программе 6 уроков татарского. Я занимаюсь с детьми из русских групп. У нас в школе есть дети, занимающие в русских группах и в татарских группах. В какой группе по изучению татарского языка ребенок будет заниматься, определяется при поступлении в школу. Мы учитываем пожелания родителей и начальный уровень знаний ребенка. В первом классе занятия я стараюсь проводить в увлекательной игровой форме, мы изучаем слова, смотрим мультфильмы, читаем стихи и поем татарские песни. Очень важно, чтобы дети любили уроки татарского языка, чтобы им было интересно его изучать. Если с первого класса заложить хорошую основу и привить детям любовь к татарскому языку, а самое главное, сделать так, чтобы они начали понимать о чем идет речь во время урока, то это и послужит тем фундаментом, на котором в будущем можно будет кирпичик за кирпичиком возводить дворец знаний татарского языка. В начальных классах мы изучаем татарский язык по программе Литвинова. Этот учебник нам очень нравится. В нем родители видят, какое домашнее задание будет задано ребенку на следующий урок и могут мне задать свои вопросы заранее. – Не может ли сильная нагрузка на детей-первоклашек вызвать у них антипатию к изучению татарского языка? – Я припоминаю только один случай, когда мой ученик Валера ни за что не хотел изучать татар ский язык, даже не хотел играть со мной, грубил, хулиганил на уроках и заявлял: «Ну не люблю я татарский, не хочу я его знать. Что вам от меня надо?» Я пыталась с ним поговорить, потом пригласила его маму, и она две недели посещала вместе с сыном занятия. В первом классе у нас есть такая игра «Господин Язык». В группе было 15 детей, все 14 хотят играть, а один Валера сопротивляется. Но благодаря поддержке, контролю и пониманию его мамы, мы вместе смогли преодолеть эти трудности. Через две недели у Валеры глаза уже горели, ему стало интересно, и он пришел на урок один, без мамы. И с тех пор у нас с ним всегда было взаимопонимание, он постепенно втянулся в изучение татарского языка, и во втором классе у нас проблем не было. Сейчас он перешел в третий класс и почему-то снова начинает показывать свой характер. Но я надеюсь, что мы сможем найти общий язык, и Валера в будущем еще будет радовать меня знаниями по татарскому языку. – Насколько эффективно проходит сейчас обучение татарскому языку в школах? – Эффективным обучение татарскому языку будет в том случае, если до четвертого класса ученики получили фундамент знаний, чтобы у них в памяти был определенный запас слов, чтобы были словари, и самое главное, очень важен контроль со стороны родителей. У нас в школе учителя татарского языка ведут своих детей от первого до одиннадцатого класса. Это очень правильно, я считаю, так как у каждого учителя, несмотря на то, что все преподают одну и ту же программу, есть свои специальные приемы даже для того, чтобы дети на уроках вели себя хорошо, внимательно слушали учителя, и им нравилось узнавать новое. На детей ни в коем случае нельзя повышать голос, тем самым учитель показывает свою слабость перед учениками, важно, чтобы дети научились уважать учителя и любить предмет, который изучают. – Как родители должны помогать своим детям в изучении татарского языка? Должны ли помогать делать домашнее задание? – Основная помощь родителей в изучении татарского языка заключается в том, чтобы они находили время, уделяли внимание и контролировали выполнение ребенком домашнего задания. Хорошо, если в семье хоть кто-то из взрослых знает татарский язык, понимает его и может помочь сделать домашнее задание. Это могут быть и мамы, и папы, бабушки и дедушки, даже иногда соседи или знакомые родителей. Основной смысл заключается в том, чтобы ребенок непросто аккуратно переписал в тетрадку домашнее задание, но и понял о чем идет речь и смог бы на уроке учителю объяснить, почему он написал именно так. Важно, чтобы было понимание и желание изучать татарский язык. Бывает так, что у ребенка в тетради все написано правильно, то есть фактически домашнее задание выполнено на пятерку, но начинаю спрашивать, а ребенок не может ничего ответить. Вот это меня волнует. Я считаю, пусть ре бенок получит четверку, но при этом я буду уверена, что у него в голове есть знания и он хоть и с помощью взрослых, но вдумчиво и ответственно подошел к выполнению уроков. Я преподаю татарский язык уже 14 лет и за это время у меня накоплен огромный опыт. Всегда я приглашаю на занятия родителей первоклашек, чтобы они потом тоже имели представление о татарском языке и могли помочь своим детям. Ведь в моей группе практически все родители не владеют татарским языком. У меня налажен контакт с родителями, они знают номер моего телефона и в случае возникновения непонятных для них вопросов, могут вечером позвонить мне домой. Я стараюсь всегда находить время для общения с ними, ведь родители учеников это мои главные помощники в изучении детьми татарского языка. Могу сказать, что первые два года действительно мы много общаемся с родителями, но потом, уже в третьем и последующих классах, дети совершенно спокойно сами выполняют домашнее задание. – Можно ли русскоговорящим детям на одной только школьной программе, не погружаясь в языковую среду, освоить татарский язык хотя бы на уровне понимания? – Да, конечно, можно. Мы же и обучаем в нашей школе русскоговорящих детей татарскому языку. И они, я могу точно сказать, к окончанию школы татарский язык понимают очень хорошо. Но языковая среда - русская для татарских детей или татарская для русских детей – очень благотворно влияет на освоение детьми языка. У меня есть два примера. Сын моего брата, жена у которого русская, Эдуард должен был идти в первый класс. Встал вопрос, а в какую группу по изучению татарского языка его запишут. Поскольку фамилия, имя и отчество у ребенка татарские, то это должна была бы быть татарская группа. Но ребенок ни слова не знает на татарском. В деревне жили родственники и родители на свой страх и риск отправили ребенка в татарскую деревню. Первые дни мальчик молчал, переживал стресс, но постепенно привык, стал выходить во двор и на улицу, общался с детьми и родственниками и через два месяца к учебному году приехал в Казань со знанием татарского языка. И сейчас Эдуарду уже 18 лет, и он может свободно говорить на родном языке. Другой пример - это моя дочь. Она до трех лет разговаривала только на татарском. И я оза- ботилась тем, а как же в дальнейшем она сможет освоить русский язык. Мы с мужем приняли решение перевести ее из татарской группы в детском садике в русскую группу. Да, ребенок тоже пережил стресс от смены обстановки, ей было первое время непонятно, о чем говорили вокруг дети и воспитатели. Две недели дочка молчала и ни с кем в садике не разговаривала, но потом быстро освоила русский язык. Сейчас она хорошо знает оба языка. – Любят ли дети уроки татарского языка? Нравится ли им сам процесс обучения? И что делать, чтобы дети любили татарский язык? – Очень многое зависит от учителя, от того, как он готовится к урокам. Даже внешний вид играет здесь немаловажную роль. Для меня образцом была моя учительница татарского языка Гузалия апа. Именно благодаря ей, я и выбрала профессию учителя татарского языка. Она всегда была красивой, внимательной, заботливой и очень нас любила. Я стараюсь во всем быть похожей на нее. Мои ученики чувствуют мою любовь и на уроках всегда радуют меня знаниями. Могу уверенно сказать, что мои ученики любят татарский язык. Я стараюсь никогда их не ругать и не ставить двойки. Иногда даже от того, какая обстановка дома, у ребенка может быть плохое настроение, он замыкается в себе. Главное, найти индивидуальный подход к каждому, относиться к детям с пониманием и любовью. Беседовала Карина ШАРАФЕЕВА http://www.kroshka-kazan.ru/razvitie_rebenka/2008_okt.html

Admin: Бүгенге яшәештә, бүгенге вазгыятьтә укытучы гадел бәягә, җылы сүзгә бик тә мохтаҗ. Гомер-гомергә мәктәп укытучысы, институт-университет мөгаллиме иң дәрәҗәле һөнәр ияләре булган, бар җәмгыять аларга олы хөрмәтен белдереп, саклап-яклап яшәгән. Кызганычка каршы, бүгенге көндә укытучы эшенең кыйммәте һәм бәһасе бик түбәнгә төште. укырга

Admin: Элеккечерәк елларда мәктәптә укучыларда белемгә омтылыш, ихтыяҗ тәрбияләү өчен факультативлар, фәнни түгәрәкләр эшли, педагоглар, тәрбиячеләр белемсез дөньяда яшәүнең төссез, мәгънәсез булуын яшьләрнең аңына сеңдерергә тырышалар иде. Һәр нәрсәне белем түгел, акча хәл иткәнен күреп үсүче яшьләрдә хәзер белемгә омтылыш кимеде генә түгел, бөтенләй бетте дип әйтергә була. укырга


Admin: Бервакыт мәктәптә балалар белән очрашу вакытында: «Татар теленнән өйгә эш итеп инша язарга бирелгән көн минем өчен бәйрәм була торган иде», — дип сөй-ләгәч, балалар көлешеп алдылар. Инша язу нинди бәйрәм булсын инде, янәсе. Димәк, укытучылары минем укытучым Наилә апа Кәримова кебек бу балаларның берсенең генә дә күңеленә татар теленә, әдәбиятына карата мәхәббәт тәрбияли алмаган. укырга

Admin: Шагыйрь, публицист Айдар Хәлимнең туган тел язмышы һәм татар милләтенең физиологик саулыгы турындагы чыгышы. укырга

Nail: очень нужен учебник Литвинова татарский язык 1 класс. Помогите пожалуйста. Я сам в Москве. Можно ли переслать его сюда или отсканировать и отправить? Пишите nailmoskvich@mail.ru тел. 89296014545

Admin: Под рукой пока этого учебника нет, т.к. я, Наиль, преподаю в 5-11 классах. Постараюсь найти, поищу.



полная версия страницы